Герои вики
Advertisement

Дед Мороз — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Изначально в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Личность

Изначально Дед Мороз был просто богом зимы и мороза. Непослушных ему он замораживал до смерти, однако уже тогда одаривал людей любезных с ним подарками.

Затем образ сурового старика стал сглаживаться и постепенно стал таким , каким его знает современный человек - дружелюбным и веселым.

Дед Мороз - очень добрый, честный и щедрый герой.

В авторских сказках 18-19 веков Дед Мороз предстаёт в виде мудрого и сильного старца, способного жестоко наказать (заморозить) человека, но чаще встающего на защиту страны, природы, семьи, детей. Мороз-Богатырь и Мороз-Воевода - таким виделся Дед Мороз на рубеже 19 и 20 веков, он стал желанным гостем в каждом доме.

История образа

Многие считают, что прообразом Деда Мороза был Святой Николай Мирликийский, или Николай Чудотворец, который очень любил делать неожиданные подарки (согласно его Житию, святой спас трёх девушек-сестёр от продажи в рабство, подарив деньги их разорившемуся отцу). Его последователей на нашей планете сохранилось достаточно много. На Британских островах, в США и Германии - это Санта Клаус, появившийся вместе с рождественскими праздниками. Французы его зовут Пер Ноэль (дословно - «Отец Рождество»), итальянцы - Баббо Натале. В Греции, Румынии и на Кипре новогоднего волшебника называют Василием, в честь Святого Василия Великого. В Японии особой магической силой наделен бог - хранитель горы, Сегацу Сан. Есть свои зимние сказочные персонажи в Колумбии, Африке, Южной Америке, Бразилии и далекой Австралии.

Однако в России Дед Мороз никогда не был напрямую связан ни со Святым Николаем, ни со Святым Василием. Корни образа необходимо искать в глубокой древности. В те времена территорию современного Русского Севера заселяли различные индоевропейские племена. В их языческих верованиях особое место занимал бог Варуна - властитель холода, хаоса, звёздного неба и вод земных и небесных. В последствии легенды об этом божестве трансформировались. Имя Варуна сменилось более удобным для произношения именем Уран, но суть образа - владыки космоса, холода и вод, способного награждать и карать людей - не изменилась.

С момента крещения Руси и до настоящего времени Дед Мороз и Святой Николай существуют параллельно. Даже будучи глубоко верующими православными, жители Руси более полутора тысяч лет передавали из поколения в поколение традиции языческого периода (яркий пример - Масленица и праздник Ивана Купалы). Одной из этих традиций было задабривание Мороза с целью уберечь семью, урожай и скот от гибели. Ритуал состоял в приглашении Хозяина Мороза на угощение, которое состояло из специально приготовленного овсяного киселя. Выполнять обряд доверялось самому старшему члену семьи по мужской линии. Кроме того, в эпосе древних славян существовало множество сказок и легенд о Морозе - сильном, властном, но справедливом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег и метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще - с уважением, по имени отчеству: Мороз Иванович, Мороз Васильевич.

Важной особенностью образа Деда Мороза является его связь с предками рода. До 18 века имя "Дед" было в России табуированным, то есть запрещённым к обращению, так как означало "умерший предок". К старшему в роде мужчине обращались "Деду" или "Дедко" и только после его кончины он назывался "Дед". Ряд исследователей предполагают, что в языческих обрядах и легендах Дед Мороз ассоциировался со всеми умершими предками рода по мужской линии, а общение с Дедом Морозом было чем-то вроде отчёта перед памятью предков. Благосклонность "зимнего владыки" воспринималась как одобрение предками всего, что делает семья.

Спутники Деда Мороза

  • Снегурочка: внучка Деда Мороза[1]
  • Снеговик
  • Новый Год

Интересные факты

  • «Резиденцией» Деда Мороза в России считается город Великий Устюг. Здесь 25 декабря 1999 года был торжественно открыт Дом Деда Мороза. При Доме действует «Почта волшебника», куда дети могут присылать письма со своими просьбами и пожеланиями на Новый год.
  • В США и Великобритании, помимо Санта-Клауса, существует своего рода аналог Деда Мороза - Джек Фрост, однако его роль в фольклоре невелика.
  • В Италии есть женский эквивалент Деда Мороза - фея Бефана.
  • «Транспортным средством» Деда Мороза являются сани, в которые запряжена тройка лошадей, тогда как Санта-Клаус ездит на оленях.

Цитаты

  • С Новым Годом!
  • И успехов, и удачи вам желает Новый Год!
  • Не бойтесь души заячьи, авось не пропадем! Чьи это шутки? Знаю, чьи!

См. также

  • Дед Мороз в литературе
  • Дед Мороз (значения)
  • Санта-Клаус

Примечания

  1. В пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» - дочь Мороза и Весны
Advertisement