Конан
Конан-варвар.jpg
Полное имя Конан-киммериец
Псевдонимы/Титулы Конан-варвар,
Амра
Король Конан I
Происхождение рассказы Роберта Говарда
Пол мужской
Возраст
Раса/Вид Человек
Род занятий Варвар, бродяга, вор, пират, наёмник, солдат, следопыт, начальник стражи, военоначальник, генерал, король
Силы/Способности Сила, ловкость, выносливость, исключительное владение оружием
Цели выжить
Тип Героя

Конан-варвар (англ. Conan the Barbarian) — вымышленный воин-варвар из Киммерии, придуманный писателем-фантастом Робертом Ирвином Говардом; герой цикла повестей о Хайборийской Эре, написанных в жанре фэнтези. Первопроходец жанра "меч и магия"; персонаж книг, комиксов, кинофильмов и компьютерных игр, один из наиболее популярных фантастических персонажей XX века.

Внешность

Высокий мускулистый человек с длинными чёрными волосами и ярко-синими глазами (наследие древних атлантов). Обладает огромной физической силой и звериной выносливостью, но при этом ловок и проворен "подобно дикой пантере". Одежда Конана, не считая доспехов, меняется в зависимости от текущего рода деятельности и места жительства — как правило, он приспосабливается к местной военной моде (вопреки распространённым иллюстрациям, в частности, Фрэнка Фразетты и Луиса Ройо, в рассказах Р. Говарда Конан появлялся полуобнажённым лишь несколько раз).

Краткая биография

Конан - сын киммерийского кузнеца. Родился прямо на поле боя. Участвовал в битвах с тех пор, как смог держать в руках меч, и в 14 лет первым поднялся при штурме на стену крепости Венариум. Примерно в 15 лет попал в плен, вскоре бежал и отправился в странствие по миру, лишь ненадолго посетив Киммерию.

Молодой варвар выживал в странах Востока, впоследствии покинул эти места. Одно время Конан назывался предводителем казаков с реки Запорожка. Несколько лет Конан был пиратом, прославившись среди жителей Чёрных королевств как Амра (Лев). После гибели команды сошёл на берег и стал наёмником. Служил сперва под началом принца Амальрика, вскоре сам стал военачальником, часто меняя хозяев. После свержения королевы Тарамис, у которой он служил, стал вождём кочевников. Враждовал с Туранскими властями. Позднее люди Конана были разбиты войсками царя Йездигерда, и их атаман некоторое время бродил по южным землям в поисках сокровищ.

Вернувшись на север, Конан завербовался в армию Аквилонии и покрыл себя славой, сражаясь против пиктов, быстро дослужившись до генерала. Король Нумедидес, опасаясь его растущей популярности, бросил киммерийца в тюрьму Железная Башня. Конан бежал и вместе с бароном Троцеро возглавил мятеж, закончившийся свержением и убийством Нумедидеса. После чего варвар был коронован как Конан I и правил Аквилонией до старости, несмотря на многочисленные покушения и заговоры.

Личность

Конан далёк от идеализированного героя приключенческой литературы. Будучи варваром, привыкшим с ранних лет бороться за жизнь, он лишён сантиментов и слабостей цивилизованного человека. По молодости он не брезговал воровством и пиратством, он не слишком разборчив в средствах, груб, резок на словах, мстит своим обидчикам без промедления. При этом Конану присущ свой кодекс чести, от которого он никогда не отступает, а также своеобразное обаяние, грубое, но действенное чувство юмора. Конан скорее прославлял собой грубую первобытную силу и живучесть, особенно заметную на фоне «цивилизованных» людей с их слабостями и пороками.

Конан наделён способностями прирождённого лидера и полководца; он быстро завоёвывает расположение воинов и одерживает победы, командуя ими. Но, как правило, Конану не удаётся сохранить плодов своих побед. При этом киммериец почти не амбициозен: будучи в подчинении у других, он исполняет их приказы и легко оставляет даже перспективную службу, едва она ему надоест. Конан имеет пристрастие к красивым женщинам и выпивке, что нередко оборачивалось против него.

В ходе своих странствий Конан побывал в самых разных уголках мира и приобрёл обширные познания как в географии, так и в укладе жизни разных народов и рас, а также неплохо изучил человеческую психологию. Он знает все основные языки Хайбореи и умеет на них читать. С детства Конан исповедовал традиционную для киммерийцев веру в воинственного бога Крома, относясь к другим религиям "с терпимостью, присущей варварам". Однако в поздний период он признавался в симпатии к культам Митры и Асуры[1].

С возрастом Конан существенно меняется. Захватив трон Аквилонии ради своих амбиций, он постепенно проникается ответственностью за судьбы страны и правит справедливо, снижая налоговое бремя и заботясь о безопасности своих подданных. Иными словами, несмотря на фрагментарность творчества Р. Говарда, герой претерпевает вполне очевидные метаморфозы: из свирепого, дикого юнца, наводящего страх на дно «города воров», — в умудренного жизнью полководца и монарха.

Противоречия образа в творчестве последователей

В творчестве последователей Роберта Говарда Конан претерпевал самые разные метаморфозы, сохраняя только внешние приметы оригинала: необычную внешность (сочетание смуглой кожи и чёрных волос с синими глазами), исполинскую физическую силу и виртуозное мастерство в обращении с оружием да присловье «клянусь Кромом» - в остальном же, в зависимости от «видения» нового автора, варвар превращался то в паладина, сражающегося с потусторонним Злом, то в лишённого чести и совести проходимца, то в комического недотёпу, наделённого большой силой при весьма скудном рассудке, а то и вовсе в интеллектуала, склонного между кровавыми сражениями предаваться размышлениям о природе насилия.

Библиография

Книги о Конане не имеют сквозного сюжета и точной последовательности. В основном это повести об отдельных приключениях в разных частях света, не связанных друг с другом. Роберт Говард пресекал любые попытки выстроить рассказы о Конане в хронологическом порядке, так как, по его мнению, когда воины беседуют друг с другом у костра о делах прошлого, они редко придерживаются какой-то хронологии своих историй, пересказывая то, что вспомнилось в данный момент.

По косвенным признакам — упоминаниям о предыдущих приключениях, возрасте Конана, отдельных сквозных персонажах — библиографы составляют последовательности для чтения, а Лайон Спрэг де Камп и Лин Картер даже написали соединительные предисловия к повестям. Тем не менее, в деталях эти последовательности часто разнятся.

Здесь приводится перечень оригинальных рассказов о Конане авторства Роберта Ирвина Говарда; количество фанатских поделок не поддаётся счёту и далеко отходят от оригинала.

Доработаны и опубликованы посмертно:

  • Бог из чаши (The God in the Bowl, 1952) — отредактировано Л. Спрэг де Кампом
  • Дочь ледяного гиганта (The Frost Giant’s Daughter, 1953) — переработано Л. Спрэг де Кампом
  • Чёрный чужеземец (Сокровища Траникоса) (The Treasure of Tranicos, 1953) — соавтор: Л. Спрэг де Камп
  • Барабаны Томбалку (Drums of Tombalku, 1955)
  • Окровавленное божество (The Blood-Stained God, 1955) — переработано Л. Спрэг де Кампом
  • Дорога орлов (The Road of the Eagles, 1955) — переработано Л. Спрэг де Кампом
  • Кинжалы Джезма (The Flame Knife, 1955) — переработано Л. Спрэг де Кампом
  • Ястребы над Шемом (Hawks over Shem, 1955) — переработано Л. Спрэг де Кампом
  • Долина пропавших женщин (The Vale of Lost Women, 1967)
  • В зале мертвецов (The Hall of the Dead, 1967) — соавтор: Л. Спрэг де Камп
  • Рука Нергала (The Hand of Nergal, 1967) — соавтор: Лин Картер
  • Волки по ту сторону границы (Wolves Beyond the Border, 1967) — соавтор: Л. Спрэг де Камп (единственное произведение, где Конан не появляется, а только упоминается)
  • Рыло во тьме (The Snout in the Dark, 1969) — соавторы: Л. Спрэг де Камп, Лин Картер

В кино

См. также

Ссылки

  1. в рассказе "Чёрный Колосс" бог Митра сам указывает на Конана как на своего избранника для защиты королевства Хорайя